Дисклеймер: этот текст не путеводитель и будет мало полезен туристам. Я проведу вас по моему мистическому опыту, метафорами, ощущениями, совпадениями. Ищущие академических знаний о культе Гекаты тоже здесь их не найдут, но смогут войти в ее поток. В путь!
В Эгейском море возвышается священный вулканический остров Самофракий, одна из двух самых высоких точек Греции, где свободно гуляющих коз живет больше, чем людей, и сокрыто тайн больше, чем найдено.
Остров известен крылатой статуей Ники, выставленной в Лувре. Она была найдена в храмовом комплексе, Святилище Великих Богов, но не играла в нем главную роль. Веками мореплаватели и важные персоны прошлого собирались здесь для участия в Кабирийских мистериях, посвященных триаде: Деметра, Персефона и Аид. Геката как всегда между строк и миров — именно она услышала плачь Деметры и спустилась в Тартар, чтобы провести переговоры с Аидом и вызволить Персефону.
Еще в 2014 году мне приснилось, как я ныряю в белом платье у водопада реки Фония, протекающей на острове. Тогда я составила маршрут от Салоников до Самофракия, но откладывала его в течение 9 лет, как и многое другое, предпочитая не слышать зов судьбы и жить в полусне.
Осенью 2023 я прослушала цикл лекций о трехликой богине от Кати Дайс и Ольги Fire walk with me, и наконец-то поняла, зачем мне нужно попасть на этот остров: в пещере Зеринф в жертву приносили собак, священное животное Гекаты, чтобы они стали частью ее свиты. Здесь я совершу первый ритуал в ее честь (ни одно животное не пострадает).
Тель-Авив — Салоники — Александрополис
Я на пятом ряду самолета, рейс Тель-Авив — Салоники, читаю «Гекатеон» Джека Грейла, практическое руководство по ритуалам и сборник знаний о пограничном Титане из Магических Греческих Папирусов, ее аспектах и эпитетах. Рядом со мной садится православный греческий священник. Прекрасный знак: в Таро Тота Алистера Кроули пятый аркан — это Иерофант, священнослужитель с ключом, одним из главных атрибутов Гекаты. На карте есть и женщина, с факелом и Луной. Классическая трактовка — это Жрица или Венера. Я выбираю видеть в ней Гекату-Селену.
Мое путешествие было спонтанным, и адрес снятого жилья я увидела уже приземлишь в Салониках, мне на улицу Плутарха. Именно Плутарх вернул Гекату в информационное поле после нескольких веков забвения.
А уже вечером в городе был большой православной митинг. Я была поражена энергией его участников, было ощущение, что эти люди с крестами и плакатами собрались если не на оргию, то хотя бы на рейв. Я подошла к отделившейся от шествия женщине с иконой и спросила:
— а что это за протест?
— против Антихриста!
Позже я узнала, что дело в новых id-картах, в которые встроен электронный чип. Верующие увидели в этом воплощение пророчества Паисия Святогорца: все люди будут пронумерованы числом дьявола.
Так я поняла, что греки умеют истово и мощно верить. Не удивительно, что с такими энергичными поклонниками Геката, казалось бы потерявшее свое было влияние, так внушительно проявляет свою волю до сих пор.
Известный факт: Геката всегда приходит на зов. В этом я убедилась в первую же полночь, оставив подношение на перекрестке в Салониках. Стоило мне отойти, как откуда-то из темноты вышел черный пес. И с тех пор собаки сопровождали меня весь путь: в автобусе до Александрополиса, в пароме до Самофракия, в попутной машине на острове.
Я добралась до Александрополиса, до парома еще несколько часов, мне позвонил взволнованный администратор моего отеля на Самофракии. Большая семья не может сегодня сесть паром, а мой номер — единственный, где они помещаются, смогу ли я пожить два дня в отеле напротив? Я с легкостью соглашаюсь, ведь я только что прочитала о двух эпитетах Титана: Энодия, помощница путешественников, и Аталос, милосердная. А моего собеседника зовут Янус. По раннехристианским представлениям, этот двуликий бог — сын трехликой Гекаты.
Самофракий
Я схожу с парома Александрополис — Самотраки, рядом со мной уже привычно лает черный пес, а над островом возникает радуга. На ресепшене натренированной на Таро рукой открываю первую попавшуюся книгу на случайной странице и, конечно, сразу нахожу Её. Под именем Бендис.
Дальше все пошло не так гладко, как я представляла. Я говорила с десятками местных жителей и никто раньше не слышал о Гекате, тем более о ее таинственной пещере. Но они произносили ее имя вслух и я чувствовала, как расходится волнами ее имя по острову. Они звонили своим знакомым, и повторяли имена Титана, пробуждая старую память и возрождая ее в пространстве.
Имя богини было вытеснено многочисленными войнами, а потом и новой верой. На 170 квадратных километрах (в 14 раз меньше Москвы) разместилось больше сотни православных церквей. И все же отголоски можно найти: на перекрестках стоят небольшие святилища, подобные тем, что устанавливали раньше для Гекаты.
Наконец, мне улыбнулась удача: молодая девушка Ефросинья позвонила знакомой «странной даме, которая обнимается с деревьями и знает всё» и та дала ей контакт ученого, что ездит на остров каждый год вот уже 20 лет, пишет книгу о Гекате и знает все пещеры. В сентябре он был в Швейцарии и сказал мне то, что я уже понимала: «Вам придется еще вернуться на Самофракий»
Водопады реки Фония
Пришло время исполнить волю Гекаты, явленную мне во сне 9 лет назад. Я встала ранним утром, пока весь остров еще спит, прошла несложный трек до первого водопада — ни души, переоделась в белое платье, нырнула в ледяную воду и стуча зубами выбиралась на сушу, когда почувствовала, что на меня кто-то смотрит.
Юноша остановился как вкопанный на другой стороне реки. Представьте, ты идешь на водопад, охранник на входе говорит, что ты первый и там еще никого нет. А из водопада выходит девушка в белом платье.
Я забираюсь на волун и греюсь в лучах еще теплого сентябрьского солнца. Георгос немного подождал, не предложу ли я ему на выбор волшебные камни, которые определят ход его дальнейшей судьбы. Сквозь полузакрытые веки я с любопытством смотрела, как нагой загорелый юноша погружается в холодную воду и поспешно возвращается, чуть занервничав ранит колено и на влажной коже выступают капли крови.
Вечный ребенок Георгос рассказал, что ему уже 30 лет, он сам не знает, почему так часто приезжает на остров, спит в палатке в лесу, рядом с храмом Аполлона. Мы говорим о Гекате, о том, что ее ассоциировали с богиней Луны Артемидой — сестрой Аполлона, о том, как он трижды родился и дважды умер, пока взбираемся к более высоким порогам реки, плаваем под водопадами и снова обсыхаем на камнях, кормим вездесущих коз.
Ритуал Гекаты
Все дни путешествия я оставляла трапезы на перекрестках в переходные часы: полночь, рассвет, закат. Каждый раз Геката давала четкую обратную связь: лай собак, три черных ворона, вспышки зорницы, завихрения воды. Я пыталась прожить и прочувствовать каждый ее эпитет: зажигала огонь как Бримо — Разъяренная, рычала как Теробромос — Голос Чудовища, собирала мусор как Борборофорба — Пожирательница грязи и т.д.
Основной ритуал я провела в последнюю ночь на острове, 29 лунный день. Сама церемония мало чем отличалась от обрядов в честь других Богинь:
— настройка и очищение пространства
— подношения
— призывание силы
— девинация
И все же для меня это был самый необычный ритуал и а я даже немного испугалась, но не каким-то знакам и ощущениям, а их отсутствию. Обычно, я хорошо чувствую момент прихода силы, только держись, когда она является, здесь же казалось, что ничего не работает.
Мне потребовалось время, чтобы осознать, что ритуал начался в момент, когда я села на борт самолета. Сила сопровождала меня каждый шаг и стала столь привычным спутником, что я уже забыла, каково быть без нее. Как и во всех хороших историях — я нашла то, что было со мной с самого начала.
А теперь я перейду к главному результату этого путешествия, посланию Гекаты. Оно было дано мне в максимально понятном, земном образе: я увидела огромный, бесконечный трекер задач. У Богини есть силы и энергия, чтобы щедро воздать за исполнение ее воли. Ей нужны слышащие и способные исполнители. И если вы дочитали этот текст, скорее всего, вы уже слышите ее зов. Внемлите.
Хайрэ, Геката!
Хайрэ, Геката!
Хайрэ, Геката!
Comments